ЧАСТЬ 1 КРАТКИЙ ОБЗОР ПРЕДЫДУЩИХ ТЕОРИЙ, КОНЦЕПЦИЙ

Выдержка из книги Т.В.Дивнич "Нетрадиционный  философско-концептуальный взгляд на явление человек и его роль в эволюционных процессах Земли" Издательство АГМА 1998 г.

На протяжении всей истории эволюции Земли, во все времена, философы и не философы пытались объяснить феномен Человека. На каждой эволюционной ступени возникали различные философские учения, религии, взгляды, предположения о происхождении Человека, о его назначении в процессах развития общества, природы, о влиянии его жизнедеятельности на природные, социальные процессы. Возникали различные попытки расчленить человека на составляющие и определить, что же в нем главное: телесное или психическое.

Исследователи прилагали немало усилий, каждый в своей области, пытались определить закономерности, которые, с их точки зрения, проявляются в жизнедеятельности человека. Попытки обобщить и систематизировать Бытие - и с точки зрения человек-животное, и с точки зрения Человек-богочеловек - продолжаются и поныне. 

Каждое время выдвигало  своего философа, своего исследователя эволюционных процессов, и многие стояли очень близко к истинному осмыслению явлений, но качественная сторона исследователя (имеется ввиду нравственный статус человека) не позволяла воспринимать явления в истинном звучании. Когда стекло грязное - в него плохо видно. И только кристальная чистота качеств дает ясное видение событий и процессов.  

В первую очередь следует вспомнить учение Платона (428-347 гг. до н.э.). Он ввел понятие о частях души, выделив в ней: 1) разум; 2) мужество; 3) вожделение; разместив их в различных частях тела: голове, груди, брюшной полости. Платон сделал социальную привязку своих понятий, распределив разум, мужество и вожделение по социальным нишам. Платон через качественную призму своего мышления смог зафиксировать сей существующий факт, как разум, мужество и вожделение, привязав их к тем энергетическим центрам, через которые эти категории проявляются, но в негативном аспекте. Осмыслить же это явление он  не мог, так как в то время еще не заходила речь  об энергетических центрах человека.

Платон, не понимая того, заложил начало понятия треугольника гармонии. Он показал три основных параметра, характеризующих человека: а) разум - информация; б) мужество - действие; в) вожделение - любовь (в негативном аспекте). Эти нравственные показатели типичны для того общественного строя.

Если данные параметры привести к какому-то одному качественному аспекту, например, положительному - в любви, то у нас появится треугольник Гармонии, характеризующий творческое созидательное состояние Человека: разум - воля - любовь.

Одним из важнейших исследований Платона явилось учение об "идеях", как вечных и неизменных сущностях, которые образуют высший незримый мир, лежащий по ту сторону природы. Платон считал, что до рождения разумная часть души причастна к этому высшему миру.

Сегодня, с позиции того многочисленного знания и размышлений об этом проявлении человека,. можно уверенно подтвердить - да, существует "та сторона природы", где живут души до вселения в тело и после ухода из  оного;

да, существует тонкий мир, который необходимо исследовать и осмыслить, и, главное, здесь необходима методика и инструменты исследования. В работах Платона была показана  двойственная природа человека, но было принято воззрение , что это взаимоотношение антагонистично, так как в обществе было принято бороться за существование и выживать, - это норма бытия того времени. Вследствие этого двойственность природы  человека исследовалась  в негативном аспекте борьбы.

Аристотель выдвинул  идею о неразделимости души и тела, показав ассоциативность психических явлений. На этом, на мой взгляд, и основаны субъективные рефлекторные проявления человека.

Фома Аквинский дает понятие об Истине, об Истинном Знании: "Философия есть Знание Истины, не какой угодно, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первому началу Бытия для всех вещей; откуда следует, что эта истина есть начало всякой истины". Таким образом, дается представление об Истине такое, что Истинное Знание, Истинные Законы работают - как соединяющее Начало во всех явлениях процесса. Очень многие современные люди из различных областей науки задают вопрос: "А что такое Истина?!"

"Механизмы, закономерности, применение которых нигде не нарушает хода явления, процесса, события! Они везде вписываются и, ничего не нарушая, все объединяют!". Об этом же говорит Р. Декарт ( 1596-1650): "Я предлагаю те самые истинные начала, с помощью которых можно достичь высшей мудрости. Два основания для подтверждения этого: первое - что начала эти всем ясны, и второе - что из них можно вывести все остальное; кроме этих двух условий никакие иные для начал и не требуются.

А что они вполне ясны, легко показать, и, во-первых, из того способа, каким эти начала отыскиваются...

Я вывел ясное следствие, что существует Бог-Творец всего находящегося в Мире, и он создал наш рассудок так, чтобы он не мог обманываться в суждении о вещах, воспринятых им яснейшим образом и отчетливым образом. Из этих принципов я вывожу самым ясным образом начала вещей телесных, т.е. физических. Второе основание, свидетельствующее об очевидности начал, таково: они были известны во все времена, считались даже всеми людьми за истинные и несомненные, исключая лишь  существование бога, который некоторыми ставился под сомнение, так как слишком большое значение отдавалось чувственному восприятию, а бога нельзя видеть, осязать.

Хотя все эти истины всеми мыслимы, но никто не принял их за Начало Философии, т.е. кто бы понял, что из них можно вывести Знание обо всем существующем в мире". И  далее  Декарт говорит: чтобы понять его книги, Человек должен подготовить  себя к пониманию оных и, прежде всего, составить  себе  правила  морали, достаточные для руководства в житейских делах, затем, изучить ряд дисциплин (логика, метафизика, физика), чтобы в истинном аспекте воспринять Знание, которое он передает. Из изложенного вытекает: Декарт, как и Платон, говорит о тонком мире - другой стороне природы, как и Фома Аквинский, говорит о простоте Истины, которая есть ясное Начало всему.

Декарт подтвердил  двойственность человеческого проявления как животного  начала, проявляющегося  рефлекторно, так и, как особую сущность (душа), проявляющуюся независимо от тела.

Г.В. Лейбниц (1646 - 1716) открыл понятие "монады". Он считал, что Вселенная построена из множества монад (неделимое). Мы сегодня можем подтвердить сей факт. Монады есть две части, две половинки, два начала единого процесса Познания.  

Б. Спиноза (1632 - 1677) в исследованиях человека подчеркивает очень важное явление, что люди, используя язык, не понимают его сути и значения; участвуют в событиях, не желая понимать их причины и закономерности. "Все люди родятся и не знают причин вещей. Они считают себя свободными, так как свои желания и стремления они осознают, а о причинах, располагающих их к этому стремлению и желанию, даже и во сне не грезят, ибо не знают". Здесь мы встречаемся с причинно-следственным законом. Незнание закономерности не защищает Человека от ответственности за деяния его.

Далее появляется ряд исследователей - Гегель, Кант, Шлегель, размышляющих о человеке, душе, духе, божественном, о способах исследования истины. Гегель говорит о том, что для того, чтобы в мире возможно было новое становление, динамика, необходимо небытие - тонкий мир, а это есть  преобразование материи из одного качественного сестояния в другое. Он же говорит о том, что божественное творчество не нуждается в материале для творчества.

Чистая  наука предполагает избавление от противоположностей сознания. Необходимо отметить, что эти исследователи близко подходят к  истине, в некоторые моменты касаются ее, но в  тот эволюционный период материальные, духовные представления не связывались  с физико-химическими процессами, даже с элементарным понятием соответствия: каждому процессу соответствуют свои инструменты познания, свои инструменты и  материи творчества.  Все то, что есть небытие для нашей реальности, есть реальность для небытия. То, что мы можем назвать божественным творчеством, имеет и свои тончайшие материи творчества, которые являются небытием для обычного земного творчества.

Все в природе относительно. И то, что есть смерть для одного уровня мышления и сознания, есть  жизнь и созидание для другого уровня мышления.

Хочется подчеркнуть то, что философами не воспринималось как физическое явление:

все, что вокруг нас происходит, все события, в которых участвуют люди, есть непрерывный процесс эволюции материи в различных качественных аспектах.

Невозможно увидеть Истину там, где из процесса вырезается событие, и на нем строится закономерность.

Поэтому,  очень важно понимать, что в каждом творчестве необходимы свои инструменты, в каждом познании существуют только свои способы и методы исследования свойств и закономерностей.

Все  явления - это физические явления видимых и невидимых материй: энергий, веществ, сред.

 

Продолжение во второй части.

 

 

 


19.04.2015
Раздел: Статьи, категория: ФИЛОСОФИЯ



Поделиться страницей


© Copyright 2009-2016 - Дивнич Татьяна